Способы самопрезентации в общении

Способы самопрезентации в общении

Мы рассмотрели социально-психологические механизмы возникновения впечатления о человеке на основе его одежды. Как же научиться производить нужное впечатление на окружающих?

Для этого следует разобраться в способах презентации своего образа.

Достичь желаемого эффекта в общении можно следующим образом: рассказывая о себе, предоставляя рекомендательные письма или просьбы к другим передать информацию о нас через третье лицо. Каждый вариант достижения желаемого впечатления с помощью слов по-своему хорош. Однако можно управлять впечатлением и без слов. Наш внешний вид - тоже вполне определенный визуальный канал самоподачи (самопрезентации). Подобно молнии, которая предшествует грому, наш визуальный канал намного опережает наше вербальное общение!

С помощью внешнего облика человек выражает свое место в жизни, поддерживает свою самооценку и подтверждает образ собственного "я". Другой важной целью является презентация своих мыслей, желаний, характера и прочего.

Общаясь друг с другом, мы, как правило, знаем, какого результата хотим достичь. В деловом общении наиболее важно произвести выгодное впечатление о наших деловых и профессиональных качествах. В общении с противоположным полом могут решаться разные задачи: с одними мужчинами женщина стремится создать как можно более привлекательный и притягивающий образ, а с другими - отталкивающий. Добиться требуемого результата вам поможет одежда.

Общепринятой целью управления впечатлением является стремление произвести определенный эффект. Чаще всего это благоприятное впечатление, которое для большинства людей означает социальный и материальный успех, лучшее самочувствие и уверенность в собственных силах.

При столкновении собственного мнения с получаемой о себе информацией извне происходит активизация стратегии самоподачи. Её цель - сохранение представления о себе. Уверенные в себе люди стремятся сформировать у окружающих соответствующий образ. Застенчивые не против, чтобы на них меньше обращали внимания.

Одежда человека всегда несет не просто отпечаток собственного "я", но и его самопрезентации окружающим!

Больше всего люди осознают, какое впечатление они производят, в ситуациях повышенной значимости (незнакомые люди, важные персоны, представители противоположного пола). И это понятно. Именно в таких ситуациях мы больше всего задумываемся о последствиях своих действий и поступков. Наша самоподача всегда ориентирована на адресата. Доказано, что самоподача становится более скромной, если адресат более компетентен. Во многих исследованиях доказано, что мы подаем себя совершенно по-разному, в зависимости от того, предстоит произвести впечатление на мужчину или женщину.

Управлять впечатлением - это необходимое умение для каждого цивилизованного человека, которое связано с общей стратегией нашей жизни. А сознательное построение имиджа без этого просто невозможно.

Проблема самоподачи поэтому имеет особое значение в общении. Люди не просто сообщают о себе то, что думают, но и активно подают себя, стараясь произвести впечатление, которое сообразуется с их личностью, ситуацией и партнером по общению.

С чем связано стремление к самоуправлению? Существуют различные подходы к пониманию источников этого стремления. У каждого человека есть врожденная от природы потребность в одобрении. Эту точку зрения разделяют многие ученые-психологи: люди стремятся к одобрению, избегают неодобрения и поэтому стараются преподносить себя позитивно.

Одобрение само по себе ценно и может выступать средством достижения многих других целей: власти, дружбы, денег, секса.

Сторонники теории уникальности считают одной из причин управления впечатлением стремление к поддержанию чувства собственной уникальности и неповторимости.

Люди, имеющие значительно выраженную потребность быть социально одобряемыми и желательными для других - больше всего задумываются о способах достижения благоприятного отношения к себе. Одеваясь социально-желательным образом, они внутренне ожидают одобрения окружающих.

Какое впечатление следует стремиться производить? Это напрямую зависит от целей и ситуаций общения. Однако можно назвать и универсальный набор характеристик, который оптимально подходит для большинства ситуаций. Во всем мире, как показывают различные психологические исследования, ценятся определенные человеческие черты: честность, скромность, компетентность. Поэтому их наличие во внешнем облике повышает благоприятное впечатление. Конечно, честность в одежде проявить сложно, но подчеркнуть одеждой скромность однозначно можно! Ну, а компетентность... Чем несерьезнее внешний вид - тем больше окружающие будут сомневаться в вашей компетентности.

Очевидно, что культура налагает определенные ограничения подачи характеристик в имидже. Если сопоставить нашу и западную культуры (например, европейскую) в плане скромности, то оказывается, что повседневная одежда парижанки или жительницы Лондона кажется россиянке скучной, однообразной и чрезмерно скромной. На улицах Парижа все как бы стремятся поддержать некоторый стандартный деловой имидж: у всех в костюмах сходные линии, похожий крой, темные тона и почти одна длина. Москвички выглядят богаче, ярче и разностильной. В нашем общем имидже нет унифицированных черт! То, что нам кажется обычным, иностранцами воспринимается как недостаточно скромное. "Странная эта Россия, - говорят они, - начали раздавать гуманитарную помощь, а в очереди женщины в натуральных мехах! И как только не стыдно говорить, что они бедные!"

Содержание производимого впечатления у отдельного человека связано с идеальным "я" его личности, с системой разделяемых им нравственных идеалов и ценностей. Покрывая тело одеждой, мы формируем впечатление о себе, стремимся, чтобы другие воспринимали нас в соответствии с общепринятыми социальными идеалами.

В период социализма в нашей стране официальным идеалом был человек, обладающий качествами из "морального кодекса строителя коммунизма", такими как интернационализм, верность идеалам партии и т. д. В любой характеристике того периода обсуждалось наличие или отсутствие этих качеств. Эти качества люди и стремились подчеркнуть в себе.

Copyright © www.topsalons.ru, 2008-2010г.