"Имидж: формирование первого впечатления. Эффект и ошибки первого впечатления"

"Даю установку!"

Ситуации, когда мы не имеем достаточной информации, то часто формируем мнение о другом человеке вследствие данной нам со стороны установки. "Установка" - термин общеизвестный, особенно после сеансов популярного психотерапевта вся страна, карикатурно-радостно приподнимая руки, произносила "даю установку!"

В научном обиходе термин "установка" определяется как "внутренняя предрасположенность, готовность человека поступать определенным образом". В общении такая готовность возникает, в первую очередь, на основе сказанных слов. Кто-то говорит о другом человеке, что он - прекрасный специалист, и мы с готовностью слушаем его советы, доверяясь полученной установке. Таких установок в нашей жизни масса, и чем авторитетнее для нас человек, дающий установку, тем быстрее мы ее принимаем.

Установки нам дают учителя и родители ("надо учиться"), мужчины ("женщина должна быть сексуальна!"), они закладываются средствами массовой информации ("Россия в финансовом кризисе, трудное время, надо переждать"), рекламой ("я выбираю Тайд"). Мы сами даем себе установки: "с этим я точно не справлюсь", "ну, на это мне просто никогда не скопить денег" и т. д.

Задаются ли подобные установки нашим внешним видом? Конечно, одеваясь в определенной манере - определяем содержание установки. Окружающие, видя нас аккуратно одетыми, подтянутыми и активными, именно так про нас и думают. А вот эксклюзивная одежда как бы говорит: "внимание: перед нами исключительный человек, надо быть с ним поосторожней!"

Одев уникальный туалет от известного модельера, мы тут же проникаемся чувством собственной исключительности и успешно внушаем его окружающим.

Этот вид установки безотказно действует на работников сферы обслуживания. Раздраженная, гордо отворачивающаяся от скромно одетого покупателя, продавщица мгновенно меняется: повернувшись и чуть наклоняясь всем корпусом вперед, она вежливо осведомляется о том, что хотела бы приобрести дама, одетая в дорогую норковую шубу. И (о чудо установки!) она без предварительной просьбы несет платье, при этом компетентно замечая, что "перед вами новое поступление, оно только в единственном экземпляре!".

Дорогая шуба задала установку не хуже любого рекомендательного письма! Установка от одежды приводит к неосознанной готовности поступать и разговаривать определенным образом, что проявляется в нескольких психологических эффектах.

Существует точка зрения, что при формировании первого впечатления одежда как бы содержит информацию о возрасте, социально-экономическом положении, групповой и профессиональной принадлежности, роде занятий, навыках и роли в межличностных взаимоотношениях, системе ценностей.

Данный вывод был получен в ряде экспериментов, построенных по одной общей схеме. Испытуемому меняли одежду, прическу и просили наблюдателей описать впечатление. Оказалось, что характеристика менялась вместе с костюмом! Человек был тем же, то же лицо, та же фигура, те же жесты и манера говорить, но мнение о нем создавалось разное!

Поэтому произвести правильное первое впечатление - это чрезвычайно важная жизненная задача, и одежда может помочь нам в использовании "эффекта первичности" в межличностном общении!

Любая новизна во внешнем облике, а особенно резкая смена цветовой палитры, манеры одеваться, качества и количества нарядов (например, ежедневное переодевание) - вызывает к нам повышенный интерес окружающих. Не важно в какую сторону идут перемены, важно, чтобы возник эффект новизны и неожиданности! Однако повышенное внимание может тоже оказаться некоторой психологической проблемой! Не все люди готовы к пристальному интересу окружающих к своей персоне, так как у каждого из нас есть свой уровень потребности во внимании. Поэтому психологи рекомендуют задуматься о смене гардероба в ситуациях, когда внести новую ноту в устоявшиеся отношения было бы желательно, когда надо перестроить свою жизнь и повлиять на самого себя новый облик дает нам установку: "Я теперь другая! Я стала не такой, как раньше!" и эта установка, без слов, возникающая всякий раз, когда мы видим себя обновленными в зеркальном отражении нового образа, действует сильнее многократно повторяемых магических фраз на тему "я самая обаятельная и привлекательная...". Как не пытались зрители посмеяться над усилиями психолога внести перемены в личную жизнь героини известного фильма, установка все-таки сработала, она помогла поверить в себя и увидеть человека, который был рядом.

Смена имиджа - способ оживить интерес у знакомых людей и создать у себя и у них установку на перемены!

По уставу должны одеваться военнослужащие всегда и везде. Мода - не для армии! Но сильное действие вызывает равное противодействие. В моду входят узкие брюки, и курсанты по ночам урезают форменные брюки до карикатурных размеров! В моде - клеш от колена, и брюки с завидным упорством трансформируются в нужном направлении.

Эффект бумеранга возникает как бессознательное противодействие сильному давлению в любом вопросе. Когда имиджмейкер слишком давит на вас своим видением вашего облика, он всегда запускает действие данного механизма. Человек, который говорит, что именно он и только он знает, как вы должны выглядеть, что вы должны носить именно эту шляпку, и никакую другую (а мы и в страшном сне не можем себя представить в этом виде), конечно же, вызывает внутреннее, да и внешнее сопротивление!

Источником эффекта бумеранга может стать внешний вид другого человека. Что в одежде может восприниматься как давление наличность наблюдателя? В первую очередь, цвет. Особенности воздействия цвета в процессе общения рассмотрены нами подробнее во второй главе данной книги. Здесь же отметим, что самая сильная негативная реакция вызывается гаммой люминесцентных цветов. Это яркие, неестественно интенсивные оттенки красного, розового, желтого и зеленого. Они не существуют в природе и поэтому всегда чреваты внутренним сопротивлением нашего организма.

Во-вторых, использование неприемлемых с точки зрения наблюдателя видов, фасонов, моделей одежды. Такое сопротивление могут вызывать необычные предложения моды. Авангардная мода практически всегда приводит к такой реакции на модель, которая распространяется на ее хозяина. Человек, одетый оппозиционно к нашей манере одеваться, нами непроизвольно отторгается. Таковой будет наша реакция без какого-либо объяснения.

Надо учитывать "эффект бумеранга", если мы одеваем одежду, чрезмерно модную, яркую, редкую и т.д.

Copyright © www.topsalons.ru, 2008-2010г.